basnik -0010 -BAS30566.jpg

Ольга Коржева: «У меня все спектакли любимые»

 

Сегодняшнее наше интервью - с заслуженной артисткой РК, Лауреатом  Республиканской премии «Енликгул», кавалером  ордена «Курмет» Ольгой Владимировной  Коржевой.

Ольга Владимировна работает в ТЮЗе им. Н.Сац с 1990 года – в следующем году будет отмечать ровно 30 лет работы в нашем театре.  Сыграла  более пятидесяти ролей, и все ее роли блестящие, надолго запоминаются зрителям. Среди них Софья («Горе от ума» Александра Грибоедова), Лара («Доктор Живаго» Бориса Пастернака), Аркадина («Чайка» Антона Чехова),  Уильяма Гибсона), Турандот («Турандот» Карло Гоцци)…

Я хорошо помню ее прислужницу Алтун в «Белом облаке Чингисхана», Зубейду в в пьесе И. Садыкова «Пять жен Ходжи Насреддина». Одна из ее звездных ролей Ольга Владимировны - Гитель в спектакле «Двое на качелях» Уильяма Гибсона.

Сегодня идет на сцене театра множество спектаклей с  участием актрисы: «Миллионерша», «Браво, Лауренсия», «Алые паруса», «Голубцы по объявлению» и многие другие.

Мне очень нравится Ольга в спектакле Татьяны Костюченко «Нам нужна одна Победа», где она исполняет роль актрисы, приехавшей на фронт и потрясающе  исполняющей  перед бойцами песни.

14 июня у Ольги Владимировны юбилей, и я конечно же,  не отказала себя в удовольствии взять у нее интервью. 

- Когда вы первый раз выступили на сцене и что это была за роль, Ольга?

- Я уже с пятого класса знала, что буду артисткой. Пришла во дворец пионеров, который был на улице Калинина. Там позанималась пару лет. А потом построили новый  дворец пионеров, теперь школьников, и я пошла туда. Там была основательная студия. Педагогом у нас была Лариса Илларионовна Гилева. В прошлом - актриса Лермонтовского театра. Одна из первых ролей была у меня тетушка Полли из «Тома Сойера», потом была Рита Осянина из спектакля «А зори здесь тихие», «Снежная  королева». Мы ставили отрывки из «Тартюфа» Мольера – я там репетировала Эльмиру, в «Ревизоре» играла и Марию Антоновну, и Анну Андреевну. Там шили настоящие костюмы – в общем, все было по-настоящему. Дворец школьников был как муравейник. Чего там только не было! Обсерватория, различные студии, бассейн…Тысячи детей там занимались. Это было прекрасно.

- У вас изменилось представление об актерской профессии – какое было в самом начале - и сейчас?

-  Да нет, наверное, может  только я ожидала, что это будет более легко. Хочу сказать, что у меня был самый лучший институт – я училась а Свердловском государственном  театральном институте. Я обожаю наш институт до сих пор. Его педагогов. Мне хотелось бы о них сказать. У нас были Владимир Иванович Марченко, народный артист России, ведущий артист Свердловской драмы, Писарев, Быков, Ольга Дмитриевна Крыжановская – педагог по речи. Институт  был маленький, находился в старом здании, студентов там училось мало – человек 120, наш курс закончило человек 16. Но при наборе у нас был огромный конкурс. У девочек – 100 человек на место. На курсе у нас  была  такая семейная атмосфера. Педагоги учили нас не только профессии, но и жизни, я бы сказала. Своим примером, своим служением театру, своим отношением к нам, студентам. В институте мы были как дома. Они нам все время повторяли: в театре таланта два  процента, а все остальное работа.

- А что вам больше всего нравится в профессии актера?

- Мне нравится поклон. Но это шутка, конечно. Нравится, когда роль получается, когда ты чувствуешь, что твоя роль, твои бессонные месяцы репетиций попадают в зрителя. Особенно это видно по зрителям на камерной сцене, ведь они сидят совсем рядом с тобой.

- А должны актеры, на ваш взгляд,  нравиться зрителю?

- Конечно!

- И мужчины и женщины?

- Мужчину-актера, нам говорили педагоги, должны обожать зрительницы, а актрису-женщину - любить мужчины. Если у зрителя нет к актеру любви, восторга, преклонения, восхищения, значит,  что-то не так.

- Даже если роль отрицательная?

- Даже если отрицательная. Можно же сказать: «Ох зараза какой! Как хорош!»

- А как у вас складывались отношения с режиссерами? Есть ли для вас идеальный режиссер?

- Мне очень повезло, что в театр меня позвал Борис Николаевич Преображенский. Это был, на мой взгляд, лучший режиссер-педагог. Как педагогу, я даже сейчас не вижу ему равных. Он выстраивал с артистом роли  до пальчика, поворота головы. Не только внешне, формально, а и внутренне. Во всех его спектаклях под каждой фразой был второй смысл. И это все видел зритель. Сейчас режиссеры так не умеют работать. Некоторые молодые артисты беспомощны как котята и без хорошей руки режиссера они мало что могут. Мне очень повезло, что я сразу попала в хорошие руки Преображенского. Это было везение, 10-15 лет работы просто счастье.

- Ваш девиз.

- Нет  у меня девиза. Утром проснулась, солнышко – как хорошо! Дождик идет – как хорошо! Цветы польет. Снег  идет. Какой хороший снег!

- А любимый спектакль у вас есть?

- Все любимые. Многие так говорят. Но у меня  на самом деле  все спектакли любимые.

- А как вы относитесь к системе Станиславского?

- Прекрасно. Я считаю, что это самое лучше, что возможно в театре. Сейчас слова «традиционный театр», «классический театр» - ругательные, а для меня это самое высшее, что может быть в театре. Все это перформансы,  на мой взгляд, от неумения, от неовладения профессией. Показать голую попу я сказать: так я вижу – это не про меня. Ты сердцем проживи свою роль.

- То есть вы за традиционный театр?

- Конечно! Форма может быть разной, но без внутреннего содержания она ничто. А для этого артист должен быть личностью. Он должен читать, слышать, видеть, смотреть, воспринимать… Если человек прочел только две книги, это на сцене видно. И если человек над собой ежедневно работает, это тоже видно.  

- Как вы настраиваетесь на спектакль? У вас есть какая-то своя методика?

- На разные спектакли по-разному. Но я обязательно рано прихожу в театр – за два часа, хотя положено – за 40 минут. Мне нужно немножко отойти от быта.  Перед спектаклем  я люблю тишину. Меня раздражает смех перед спектаклем, какие-то курилки…

- Детский зритель отличается от взрослого?

- Принято говорить, что детский зритель – более взыскательный, перед детьми труднее играть. Не скажу так. Просто детский зритель более искренний. Взрослые больше подвержены общему мнению – вроде модный спектакль, модный режиссер, смотрят  внимательно, а потом жиденькие аплодисменты, никто даже не встанет. Такое я наблюдала. А ребенку, если не нравится спектакль, он будет крутиться, фантиками шуршать. Нравится – будет сидеть как завороженный. Он не может лицемерить в момент нахождения в зале.

- У вас были какие-то непредвиденные ситуации во время спектакля?

- Да конечно, миллион было таких ситуаций. От неявки артиста до какого-то стресса. Артист играет ведь в любом состоянии. На следующий год будет мой тридцатый сезон, и я ни разу не брала больничный. Ни одного дня! Помню, перед спектаклем «Гамлет» я на ровном месте подвернула ногу. Не могу наступить на ногуи все. Играю Гертруду. Наш актер Герман Михайлович Богданов, светлая ему память, одно время увлекался экстрасенсорикой. Говорит: «Олечка, дайте я вам помогу». Я ему: «Я не верю ни во что это!» И вот он поводил руками над моей ножкой, я встала и пошла. До сих пор не знаю, что это было. И я сыграла Гертруду, правда, в тапочках. И таких случае было масса.

- Театр или кино?

- Конечно, театр!  Я в кино снималась, в одном из первых сериалов «Саранча», например. Недавно у  меня был маленький эпизод. Томирис в фильме Акана Сатаева. С Аканом Сатаевым мне очень нравится работать. Он очень подготовленный режиссер. У него на площадке всегда дисциплина. Он мне сразу говорит: «Приезжай, вот такая роль». Но в кино ничему нельзя по-актерски научиться. Туда приходишь с тем, что ты умеешь. В театре же - живые эмоции. Там нет второго дубля. Не получилось: извините, еще раз пробую.

- А какие спектакли на ваш взгляд зрителя нравятся больше?

- Я стала сейчас замечать, что зрителям нравятся спектакли с хорошим финалом. Это может быть комедия, драма… Но главное, чтобы был светлый финал. Оставляющий надежду.

- А у вас есть роль, которую вы хотели бы сыграть?

- Я всегда мечтала сыграть Марлен Дитрих. Шесть лет носилась с этой идеей. Нашла  пьесу. Перерыла на эту тему все, что могла найти. Выучила наизусть три ее песни. В конце концов мы сделали с Машей Коваленко спектакль «Две пьесы для двух актрис». Одна из моих героинь актриса и там я исполнила роль Марлен Дитрих. Сейчас мы этот спектакль играем в «Артишоке». В «Артишоке» - мои друзья. Мы все родом из ТЮЗа.

- Как вы проводите свой досуг?

- По-разному. Хотя досуга, конечно, не очень много. Я люблю ходить в другие театры,  смотреть спектакли. Не мыслю себя без спорта. Два-три раза в неделю хожу в спортзал.

- А работа у вас на каком месте?

- На хорошем месте, но не скажу, что на первом. Хотя понятно, работа – важная составляющая жизни.

- У вас есть личный рецепт счастья?

- Я уже говорила. Утром просыпаюсь, солнышко светит – счастье! Я живу одним днем. Не хочу жить прошлым, не хочу жить будущим. Твои близкие живы-здоровы, более-менее все в порядке и слава тебе, Господи. Спасибо за сегодняшний день!

- Задайте вопрос самой себе.

- Что бы я хотела пожелать своему «ближнему кругу»? Чтобы у всех было все хорошо. Ведь когда в ближнем круге все хорошо, тогда и у тебя все хорошо.

- Ваши пожелания театру.

- Чтобы театр продолжал жить. Чтобы у нас были замечательные спектакли.

 

Интервью брала Людмила Мананникова.  

basnik -0023 -BAS30842.jpg

Ең бастысы – бір-бірімізді есту және түсіну

 

Н.Сац атындағы ЖКТ-ы актрисасы Александра Качановамен сұхбат

 

- ҚР Тұңғыш Президенті Н.Ә.Назарбаев «Қазақстандықтардың әл-ауқатының өсуі: табыс пен тұрмыс сапасын арттыру» Қазақстан халқына Жолдауында Қазақстанның мақсаты – әлемдегі 30 дамыған елдердің қатарына ену деп жазды. Осыған қатысты сіздің пікіріңіз?

-  Global Citizen – әлем азаматы деген ұғым бар. Қазақстанның Тұңғыш Президентінің бұл Жолдауы маған жақын, себебі мен өзімді әлем азаматы ретінде сезінемін. Мәдениеттің дамуын әлемдік масштабта қарастыратын адам ретінде қабылдаймын. Еліміздің дамуына, басқа да елдердің дамуын зерделеп қараймын. Меніңше, біздің барлығымыз теңбіз – қандай мәдениеттен, қай елден шыққанымыз маңызды емес ... Мен айтып кеткен – әлем азаматы ұғымы – Ғаламтордың дамуымен өте актуальды болып кетті, іс жүзінде барлық шекаралар жойылуда. Мен бір жыл Қытайда тұрдым, Қытай мен Қазақстан жастары арасында айырмашылық барын байқамадым. Бүгінгі күнде біз барлығымыз теңбіз, барлығымыз тең дамудамыз. Дамыған елдер қатарына енуге біздің мүмкіндігіміз бар. Біздің Президентіміз бұл барлық жағдайларды мүмкін етті ...

- Александр, сіз қай жерденсіз?

- Қарағандыдан. Бірақ менің атам алматылық, әрдайым жаз айында Алматыға демалысқа келетінмін. Ағымдағы уақытта магистратурада оқимын, сабақ пен жұмысты қатар алып жүруге тырысудамын

- Өскелең ұрпақпен сахна арқылы не туралы сөйлесуге болады деп ойлайсыз?

- Тұрмыстың ең маңызды мәселелері туралы сөйлесу керек. Әлемді түсіну, өмірде өзіңнің кім екендігіңді, не үшін өмірге келгеніңді ұғыну. Бұл сұрақтар әрдайым ішімізде, оларға нақты толық жауаптар ала алмаймыз, бірақ балаларды ойлануға итермелеуіміз керек: не үшін өмірге келдім? Сонда олар жақсы істер жасаудың мәнін түсінетін болады. Бір адамның өзінің кішкентай мүмкіндіктерімен барлығымыз бірігіп жасайтын ісімізді жасай алмайтынын түсінуі мүмкін. Үлкен іс кішкентай іс-тірліктен басталады емес-пе. Қоқысты асфальтқа емес, қоқыс жәшігіне тастасақ, айналамыз таза болады. Қазір қайта өңдеу пунктері көптеп ашылып жатыр, бөтелкелерді тапсыруға болады. Біз бір-бірімізге қатысты таза болуымыз керек, өзіміздің ішкі дүниемізде тәртіп орнатуымыз керек. Ең маңыздысы – бір-бірімізді есту, түсіну.

 

 

- Бүгінгі күнде режиссер Владимир Викторович Крылов «Восемь любящих женщин» пьесасын сахналауға дайындап жатыр. Қойылымда барсыз ба?

- Иә, бармын, Катринді ойнамын. Ол отбасы, айналасы назарынан тыс қалған, он алты жастағы жасөспірім қыз бала. Менің кейіпкерім күрделі, «Тряпичная кукла» пьесасындағы менің кейіпкерім Марселла сияқты позитивті емес, алайда, ол сырттай ғана қатты. Ол іштей әкесіне жаны ашиды, оған көмектескісі келеді, әкесі үшін оның жүрегі ауырады. Үй ішінде «тергеу» жүреді және соның нәтижесінде әр кейіпкердің күнәсі ашылады. Менің білуімше, Владимир Викторович бірнеше финал жасамақ. Әрбір көрермен өзі шешеді, өзі қорытындылайды. Осы үшін де біз театрда жұмыс істейміз. Біз тікелей былай істе, жоқ, олай былай істе деп айтпаймыз. Біз ойлануға шоқ тастаймыз.

 

- Меніңше, бүгін әлем өзгерді. Мен комсомол, пионер болдым, біздің ұстанымыз: «Алдымен Отан туралы ойла, содан кейін өзің туралы» болды. Қазір әркім өз бетімен, өзі үшін. Көбірек ақша табу керек, керемет көлік сатып алу керек, жазда Мальдиваға барып демалу керек... Осылар ғана маңызды. Жаңа айтқандарға қолың жетсе ғана, жолың болғаны

- Жоқ, мен бұлай деп айта алмаймын. Меніңше өзінің әл-ауқатын ғана ойлайтын адамдар әрқашанда болған, бар да, алайда комсомол кезінде олар жағымсыз жақтарын көрсетпеуге тиісті болатын. Ал қазір барлығы тәуелсіз, әркім өзін шынайы көрсете алады. Әрине, әрқашанда материалдық байлық туралы ғана ойлайтындар да, әлемнің рухани дамуына көмек көрсеткісі келетіндер де табылады... Мен театр акробатика театрында жұмыс істедім, онда да өзінің шығармашылығымен өмірге  қандай да бір мағына бергісі келетіндер де болды. Меніңше, біздің бағымыз бар. Айналамызда өнер адамдары. Ал өнерге ешкім жәй келмейді. Барлығы да бірдеңе айтқысы келеді. Біздер әрқашанда өмірге өзгеріс әкелуді қалайтын адамдар болып қала береміз.

 

- Қазіргі жасөспірімдер смартфон, компьютерлық құралдардарынан бастарын көтермейді...

- Адамдардың қатар отырғандарымен, әрқайсысының газетке шұқшиып отырғандары көрсетілген өткен ғасырдан фото бар екенін білесіз бе. Адамдар кейде бір бірлерінен алшақтауға тырысады. Оны, әсіресе телефон байқатты. Компьютерлық құралдардың жақсы да, жаман да жақтары бар, меніңше. Біз кез келген уақытта, көптен көрмеген не алыстағы достарымыз, жақындарымызбен сөйлесе аламыз. Бұл, жақсы жағы. Жаман жағы, балалар серуен демалыстарға аз шығатын болды. Барлығы тәрбиеге байланысты. Өзгерту өз қолымызда. Алайда, бүлдіршіннің қолына телефон бере салып, оның мазамызды алмауын қалаймыз, әрине, дұрысы оған көңіл бөлгеніміз жөн емес пе.

Біздің театрымызға балалардың әлі де келетіні өте тамаша. Балалардың театрларға барулары тоқталмауға тиіс деп үміттенемін.

- Сіздің ойыңызша, театр балаларға не береді?

- Театрда тірі адамдар. Тірі энергетика. Балалар залда отырып бізді сезінеді. Осы тұрғыдан киноға қарағанда театр күштірек.

- Н.Ә.Назарбаев өзінің Жолдауында жалпылай спортты дамытуды көтереді. Сіз спортпен айналысасыз ба?

- Мен йогамен айналысамын және әуе цирк акробатикасын жақсы көремін. Мен физикалық мәдениет арқылы өзімнің сезімдерімді шығарғанды ұнатамын. Сол себепті маған хореография мен әуе шатыры жақын. Кейде жүгіремін. Қазір көп адамдар спортпен айналысады. Бүгін бұл маңызды. Адамдар өзінің дене бітіміне көп көңіл бөле бастады. 

-  «Ұлы даланың жеті қыры». Бұл маған өте жақын, себебі даланы жақсы көремін, газетте жұмыс істегенімде іссапарларда даланы көп араладым

- Мен де даланы, тауды жақсы көремін. Мысалы, Қарағанды облысында Қарқаралы тау бар. Алматыда Шарын каньоны бар... Уақытың болғанда «әнші бархандарға» баруға болады. Қазақстанның табиғаты сан-түрлі, тіпті Қазақстаннан алыстамай табиғаттың түрлі сұлулығымен танысуға болады, бұл өте керемет. Табиғат күнделікті өмірден көңіліңізді аулатады, маңызды туралы ойлантады.

- Саша, соғысқа арналған «Нам нужна одна Победа» қойылымында соғыс ардагерінің немересі бейнесін және оның жас кезін сомдайсыз, айта кету керек, соғыс ардагерін Қазақстанның Еңбек сіңірген әртісі Татьяна Николаевна Тарская ойнайды. Осы қойылымнан алған әсеріңіз қандай?

- Соғысқа арналған қойылымдар әрқашанда ауыр. Барлығын өзінен өткізуің керек, ал бұл өте қиын.

- Сіздің отбасыңызда соғыс ардагері бар ма?

- Иә, менің атамның әкесі соғыста болған, әжемнің анасы – тыл еңбегінде болған. Үлкен әжем азық-түлік тиелген эшелондармен бірге немістердің бомбалары астында қалғаны, бірақ ешқандай шығынсыз азық-түліктерді тиісті жерге жеткізгендері туралы әңгімесін айтатын. Оларды Сталиннің өзі қарсы алып, азық-түліктерді аман-есен жеткізгендері үшін алғыс айтып, қолдарын алған екен.  Әрине, кеңес кезінде Сталиннің өзімен кездесу биік мәртебе болатын. Әжемнің анасы 99 жасқа дейін өмір сүрді, әрқашанда Сталинмен кездесуін бізге айтып отыратын. Грузияда болғанымда Сталин музейінде болып, үлкен әжемнің әңгімесін өз өткеркендей әсерде болдым. Сталинның қызына жазған хатын оқып, тарихи адамдарды әртүрлі қабылдайтынымызды түсіндім. Бізге қатал басшы туралы айтылды, кейін мейірімге толы қызына жазған хатын оқисың.

- Соғысқа арналған қойылымға қатынасқаныңызға қуаныштысыз ба?

- Әрине. Қиын болды, бәрін өзіңнен өткізу керек. Бірақ бұл бір тұрғыдан қараған тазару, катарсис. Қойылымнан соң, соғыс ардагерлеріне деген құрметіңді сезінесің.

- Өкінішке орай, бүгінгі уақытта АҚШ, Батыс елдерінде КСРО-ның фашизмді жеңгенін ұмытуға тырысуда. Бүгінгі жастарымыз Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская, Володя Дубинин, Валя Коти және т.б. туралы біле де бермейді...

-  Әрине, Жеңісті ұмытуға болмайды. Жеңіс туралы біздер айтпайтын болсақ, ол болмаған да сияқты болады. Бірақ соғыс болды және Жеңіс болды. Соғыс әндерін естігенде барлымыз жылаймыз. 9 Мамырда Мәңгілік полк өтіп келе жатқанда, тіпті кішкентай балалар да жылайды. Соғыс жарасы бәрімізге генетикалық деңгейде берілген және жанымызда қалды. Өткен бұл сұрапыл соғыс туралы болашақ ұрпағымыз да ұмытпаулары тиіс.

- Александра, сұхбатыңыз үшін рақмет.

- Сізге рақмет.

 

Интервьюді алған Людмила Мананникова.

basnik -0032 -BAS31061.jpg

Лучше гор могут быть только горы…

 

Как известно, нынешний год – Год молодежи. В нашем цикле интервью «Беседы о главном» мы сегодня  говорим с молодым актером нашего театра Артемом Селезневым. Мы знаем Артема по ролям в тюзовских спектаклях «Остров сокровищ», «Золотой ключик», «Муха-цокотуха», «Нам нужна одна Победа» и другим.

- В своем послании народу Казахстана  «Рост благосостояния  казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» первый президент РК Нурсултан Назарбаев  ставит  задачу войти Казахстану в 30 самых  развитых стран мира. Как это вы это себе представляете?

- На мой взгляд, хорошо развитая страна – это государство, которое может полностью себя обеспечивать, ни от кого не зависеть, держать  внешнюю политику на уровне. Я считаю, что Казахстан может войти в 30 самых развитых стан мира.  Мы одна из немногих стран, которые в недрах имеют всю таблицу Менделеева. Плюс у нас широкие сельскохозяйственные угодья. Просто всему этому надо дать развитие. На развитие – это и культура. Развитая страна - это страна с культурно просвещенным народом.

– Артем, вы – казахстанец?

- Да. конечно. Я из Алматинской области. Из Илийского района, поселка Отеген-Батыр.

- В нашем стране живут люди самых разных национальностей, и нам, русским, живущим в Казахстане, казахи – как братья. Об этом говорил известный писатель Герольд Бельгер. Хотя я как-то по-российскому телевидению услышала, что русский может  не всегда найти общий язык с казахом.

- Мы когда-то были одной большой страной, у нас много общего. Правда, у россиян бывает ошибочное представление: если я приехал из Казахстана, значит, я априори казах. Но я не казах, я – казахстанец, Казахстан – многонациональная страна и кому, как ни россиянам,  знать об этом. В России огромное количество автономий. В общем, я считаю это мнение ошибочным.

- О чем, на ваш взгляд, должен говорить театр с подрастающим поколением? Чему его учить?

- Конечно, надо говорить о духовности, например.  Даже смотря детские спектакли: «Золотой ключик», «Муху-цокотуху», «Остров сокровищ» через песни, танцы, даже какие-то шуточки мы учим детей чему-то важному. Дружбе, отзывчивости, не чему-то высокому, а тому, что детям сейчас понятно.

- На мой взгляд, сейчас мир изменился. Каждый сам за себя. Я как-то видела по телевизору программу: молодой парень умер, потому что делал пластические операции, стараясь походить на известного модельера. Это была цель его жизни. Раньше много говорилось  о любви к Родине, о дружбе, верности друзьям, патриотизме,  сейчас о том, что надо заработать больше денег, съездить в Турцию, купить шикарную квартиру, а желательно несколько, крутой автомобиль… - это самое важное.

- Да, у нас есть люди, которые тянутся к этим самым лживым ценностям, но это все до поры-до времени. Да, сначала человек гонится да деньгами, но как только он соприкоснется с чем-то серьезным, его,  как говорится,  прижмет, он сразу вспоминает, что есть друзья, помощь, отзывчивость. Думаю,  для большинства людей погоня за деньгами, автомобилями, поездками на Мальдивы - это все же не основная цель.

- Сейчас век компьютеризации. В автобусе посмотришь – вся молодежь уткнулась в сотки. Как вы думаете, театр может соперничать с компьютерами?

- Да, сейчас дети в плане пользования техникой знают больше, чем я в свои 24. Но театр – это, на мой взгляд, глоток воды, глоток  жизни. В театре ребенок отвлекается от всех гаджетов, порчи зрения, компьютерных игр. На мой взгляд, они не самые правильные – там такую жуть иногда показывают, что мне даже страшно становится. Это все сильно влияет на психику детей.

-  Недавно мы отмечали День Победы, приближается 22 июня – день начала войны. К сожалению, на западе стараются уменьшить роль советских воинов в Победе, хотя понятно, что фашистов победили мы. Зрители вас запомнили в спектакле «Нам нужна одна Победа»…

-  Тему войны пропускаешь через себя… Конечно, у каждого из нас есть своя домашняя военная история.  Даже если человек не был на фронте, если он был ребенком во время войны, от этого ему тоже не легче. Люди не доедали, работали на фронт… Конечно, наше поколение знает все это только по рассказам родных. Очень надеемся, что все рассказами это  только и останется…

— Артем, а что самое сложное в спектакле было  лично для вас?

-  Отдышаться после танцев и песен – это в шутку. Все действие, конечно, для нас тяжелое. Я знаю о войне только по рассказам родных, как и все, сидящие  в зале. По фильмам. В советских фильмах  больше передается дух  патриотизма – выиграть войну, отстоять свою Родину – СССР – не смотря ни на что.   Современные фильмы, увы,  более жестокие, кровь, издевательства…  Лично для меня было сложно все в себе сложить аккуратно…

- В своем  послании Назарбаев говорит о необходимости доступности массового спорта. В детстве я ходила в огромное количество разных секций. И теннисом занималась – обычным и настольным, и гимнастикой – все было бесплатно, хотя спортсменкой, увы, так и не стала. Что вы тут думаете?

- Я восемь лет профессионально занимался футболом, считаю, что нужно у нас открывать какие-то детские площадки. Делать их доступными. К сожалению, сейчас у нас много видов спорта, которые родителям детей не по карману. Теннис – прекрасный вид спорта, но очень дорогой. Дорогая экипировка. Очень мало высококлассных мастеров-тренеров. Детские площадки нужны. Пусть не теннис, пусть это будут бокс, футбол, борьба, керлинг. Спорт – это жизнь.

- Сейчас у нас идет год молодежи. Какие у молодежи проблемы, на ваш взгляд? Что должно измениться?

- Молодежь, на мой взгляд, очень ведомая. Ведется на моду, какие-то непонятные ценности, которые берутся непонятно откуда,  о которых мы уже говорили. Но это проблемы с психологией, может быть? Может, надо делать больше интересных мероприятий для молодежи. В прежние времена по рассказам моих родителей,  бабушек и дедушек были постоянно какие-то спартакиады, универсиады, ГТО, студенческие строительные отряды… Если будет много всего интересного, у ребенка, подростка, юношей и девушек  не будет времени,  а скорее всего и желания заниматься ерундой.

- Я с удовольствием прочитала статью Н.А.Назарбаева «Семь граней великой степи». Как человек, родившийся  в Казахстане, я очень люблю степь. Работая в газете, изъездила все наши степные просторы… Все, что написано в статье, мне очень близко.

- Я очень люблю Казахстан, город Алматы, очень люблю горы. Думаю, что лучше алматинских гор ничего нет. Считаю, что если человек прибыл в наш город и не побывал в горах, он не был в нашем городе. Да, у нас много красивых зданий, парков, аллей, но посетить наши горы надо обязательно. Это наша достопримечательность. Я не могу воспринимать другие города, если там нет гор. Я очень люблю лазать по горам…  «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - пел Владимир Высоцкий. И конечно, мы должны сделать все, чтобы сохранить всю нашу природу, все наши  горы, реки, степи… Возрождать нашу историю, о чем говорит Первый Президент.

- Спасибо за интервью, Артем!  Больших вам творческих успехов и новых замечательных ролей.

- Спасибо вам.

Интервью брала Л.Мананникова.